Описание опыта работы воспитателя подготовительной к школе группы Шурыгиной Дианы Викторовны
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю опыт работы на тему «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».
Начав работу воспитателем во 2 младшей группе и наблюдая за своими воспитанниками, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию. Конечно, дети были еще малы, некоторые только первый год посещали детский сад, а в образовательном процессе много видов деятельности, которые требуют действия работы рук. Поэтому я выбрала вышеуказанную тему.
Данная тема довольно актуальна, так как мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, оптико-пространственным восприятием. Развитие ловкости рук и пальцев необходимо еще и для того, чтобы писать, одеваться, рисовать, вязать, а также выполнять немало других действий. То есть на протяжении всей жизни человек нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.
Я поставила перед собой цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности. Определила основные задачи:
- Создать в группе условия для детского творчества в свободной деятельности.
2. Обучить детей разнообразным способам практических действий в продуктивных видах деятельности с различным материалом.
3. Предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.
4. Ориентировать родителей на интеллектуальное развитие детей и развитие детей и моторики рук как средство подготовки детей к обучению в школе.
Мною были определены этапы работы над опытом и содержание каждого этапа:
1 этап – подготовительный
Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной темы. Подготовительный этап включает в себя:
сбор информации по данной теме;
изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме;
мониторинг развития мелкой моторики у детей;
разработка перспективного плана и составление конспектов совместной деятельности педагога с детьми, а также с родителями;
создание развивающей среды, способствующей развитию мелкой моторики рук.
Исходя из полученных данных, я составила тематический перспективный план работы на год, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.
2 этап – основной
Целью данного этапа является поиск наиболее эффективных форм организации работы по развитию мелкой моторики и ручной умелости через совместную продуктивную деятельность. Основной этап включает в себя:
организация НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (рисование, аппликация, лепка) в соответствии с программой «Успех» под ред. Н. Фединой;
организация совместной деятельности вне НОД (конструктивно – модельная деятельность);
организация работы кружка «Волшебные ручки;
организация работы с родителями по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
3 этап заключительный
Целью данного этапа является определение эффективности используемых форм организации работы по развитию мелкой моторики у детей. Заключительный этап включает в себя:
мониторинг развития мелкой моторики у детей;
мониторинг родителей;
обобщение педагогического опыта работы.
На первом этапе (май – август 2013 года) мною была собрана информация по данной теме; изучена нормативно – правовая база, проведено анкетирование среди родителей, мониторинг развития мелкой моторики у детей, продумана развивающая среда. Исходя из полученных данных, я составила тематический перспективный план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.
По результатам начальной диагностики (сентябрь 2013 г.) развития мелкой моторики рук с детьми средней группы (25 человек) были выявлены следующие показатели:
высокий уровень - 5 детей (20 %); средний уровень - 10 детей (40 %); низкий уровень-10детей(40%). В результате мониторинга я получила данные о том, что дети с низким уровнем развития мелкой моторики рук:
- испытывают большие сложности при работе с мелкими деталями аппликативных работ, работ по лепке;
- страдают навыки овладения орудийными действиями, особенно при работе с ножницами;
- страдает техническое качество выполнения работ (сложно изобразить разнонаправленные линии, круги, штриховку;
- характерна быстрая утомляемость.
Такие дети, с согласия родителей, стали посещать кружок «Волшебные ручки». Мною была разработана авторская программа по дополнительному образованию, в основу которой легли методические разработки педагогов-новаторов: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, Москва, Просвещение, 2006 год;
Детское рукоделие в детском саду и семье. Пантелеева Л.В., Москва, Просвещение, 2003г.;
Поделки из бросового материала. Давыдова Г.Н., Москва, Просвещение, 2004 г.;
Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Пищикова Н.Г., Москва, Просвещение, 2001г.;
Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству, Вайнерман С.М., Москва, Просвещение, 2002 г.
Развиваем мелкую моторику у малышей, Ермакова И.А., Москва, Просвещение, 2002 г.
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики, Белая А.Е., Москва, Просвещение, 2001 г.
Занятия кружка проводятся по четкой структуре: предварительная работа (до начала постановки изобразительных задач): психогимнастика, в середине занятия - пальчиковые игры, в конце – релаксация под музыку.
С остальными детьми работа по развитию мелкой моторики ведётся на занятиях по продуктивным видам деятельности и в совместной деятельности вне НОД.
Продуктивная деятельность делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль над движением руки, помогает образованию связи рука-глаз.
Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывают нетрадиционные техники продуктивной деятельности. Мы познакомились со следующими техниками: аппликация из ватных дисков, ниток, ткани, цветной соли, различных круп, салфеток, оригами, пластинография, тестопластика, квилинг, нетрадиционные методы рисования (пальчиками, ладошкой, по «по мокрому», монотипия, набрызга, солью и др.).
В интеграции с продуктивной деятельностью мною опробированы и другие формы работы с детьми в совместной деятельности, способствующие развитию мелкой моторики рук:
самомассаж кистей и пальцев рук;
игры с пальчиками с речевым сопровождением;
пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
кукольные театры: пальчиковый, варежковый театр;
игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Наибольшую сложность у детей вызывают техники, которые требуют одновременного выполнения действий обеими руками. Для стимуляции использовала прием – игровая ситуация «Поговорим руками». Когда в ходе игровой ситуации сначала движения выполняются взрослым и ребенком одной рукой, потом другой, руки как бы ведут разговор от имени каких либо персонажей. А затем те же самые движения ребенок выполняет обеими руками сразу (руки разговаривают друг с другом).
Самый сложный навык для детей - владение ножницами. Для совершенствования этого навыкам многие задания на вырезывание, разрезание я выношу за рамки занятий кружка в индивидуальную работу, предлагаю родителями помочь мне обучить и закрепить навыки владения ножницами. Самое важное при освоении этого навыка – правильная постановка руки при работе с инструментом. Первоначально я не только показывала, как правильно держать ножницы и работать с ними, но и выполняла постановку руки ребенку, выполняла действия руками ребенка, тем самым создавала базу для будущих самостоятельных действий. Если ребенок начинал правильно держать ножницы, но при выполнении - действовал ими не верно, я напоминала как лучше выполнить необходимые действия, в сложных случаях выполняла действия совместно с ребенком.
Интересными и полезными для развития пальцев рук стали занятия с использованием бумаги. Мы ее мяли, рвали, разглаживали, резали – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) мы нашли не только в аппликации, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, сюжетная игра «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу), «Письмо на крупе, песке».
Особую роль в развитии мелкой моторики рук имеет рисование. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.
Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, я обогащаю и расширяю работу, приобщая детей к разным видам продуктивной деятельности.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; сравнивая результаты двух лет, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Положительный результат, конечно же, может быть достигнут только благодаря совместной работе с родителями. Основная цель работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Одно из важнейших условий развития детей - взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
При организации работы с родителями я решаю следующие задачи:
1. Познакомить родителей с основными закономерностями развития моторных навыков у детей.
2. Обогатить опыт родителей необходимыми знаниями по развитию мелкой моторики.
3. Показать роль продуктивных видов деятельности в развитии мелкой моторики
4. Обучить приемам способам работы с различными материалами с целью развития мелкой моторики детей и их творчества в домашних условиях.
Большая работа за этот период проделана мною с родителями:
Подготовила и провела консультации:
- «Возможности продуктивных видов деятельности в развитии моторных навыков у дошкольников»;
– «Учимся правильно держать карандаш»;
– «Использование техник нетрадиционного рисования в развитии мелкой моторики и творческого потенциала дошкольников».
Цель таких консультаций: – познакомить с новыми подходами в развитии мелкой моторики ребенка; показать возможности продуктивных видов деятельности в развитии моторных функций рук.
Неоднократно организовывались выставки творческих работ, выполненных как самими детьми, так и работ, выполненных родителями и детьми совместно к различным праздникам (8 марта, Дню Победы и т.п.).
Провела семинар – практикум «Пальчиковые игры для детей», на котором родители смогли познакомиться с разнообразными вариантами пальчиковой гимнастики, принципами работы, способами снятия напряжения, а также смогли сами поиграть в игры, чтобы в дальнейшем применять эти игры и упражнения с детьми.
Эффективной обучающей формой работы с родителями являются мастер – классы. Мною были организованы мастер – классы: «Зимний лес» (аппликация из ваты и ватных дисков), «Подкова на счастье» (тестопластика)
Проводимая работа позволяет не только решать поставленные задачи, но и формировать определенное отношение детей к продуктивной деятельности, способствует самовыражению ребенка в творчестве, что в свою очередь положительно сказывается на общем развитии ребенка.
В октябре 2015 года с согласия родителей совместно с педагогом – психологом был проведён мониторинг развития мелкой моторики рук воспитанников моей группы.
Показатели изменились следующим образом: высокий уровень - 10 детей (40 %); средний уровень - 15 детей (60 %); низкого уровня нет.
Таким образом, проводимая мною работа уже сейчас дала положительные результаты:
- произошли качественные изменения в развитии общей ручной умелости детей, они стали более уверенно владеть изобразительными инструментами и материалами, выполнять разнонаправленные линии, использовать разнообразные средства выразительности;
- овладели необходимыми орудийными действиями в продуктивной деятельности;
- овладели сложными с технической точки зрения навыками в лепке, рисовании, аппликации, требующими точного выполнения (прищипывание, работа кончиком кисти и т.п.);
- стали проявлять повышенный интерес к продуктивным видам изобразительной деятельности;
- сформировались необходимые личностные качества – отзывчивость, аккуратность, настойчивость и т.п., повысилась самооценка и уверенность в своих силах.